Человек, не умеющий летать, – несвободен. Его жизнью управляет не он сам, а его страхи

Именно они заставят его отказаться от шопинга в Лондоне, от присутствия на свадьбе лучшего друга в США, от выгодной сделки в Гонконге. Именно страхи решат, на какую должность соглашаться, от каких карьерных предложений отказываться, когда и где отдыхать со своей семьей.

Во-вторых, пойдя однажды на поводу у своих страхов и отказавшись от полетов, человек создает благодатную почву для развития других страхов и фобий. Аэрофоб, отказавшийся от полетов, в большинстве случаев со временем начинает чувствовать себя некомфортно в поездах, в замкнутых пространствах и в других местах, откуда немедленное физическое бегство невозможно. Уже опробованная на самолетах «стратегия» избегания может сработать и в этот раз: человек начинает избегать всех тех мест, где ему становится страшно. Уровень личной свободы такого человека неуклонно понижается и качество жизни стремительно падает.

Итак, вы боитесь летать. Уже задолго до полета возникает нервозность. В голове постоянные мысли о предстоящем вам «кошмаре».

«Все будет так, как было в прошлый раз, когда я решилась на авиаперелет: я помню этот дикий страх, сердцебиение, вспотевшие ладони, руки сжимают подлокотники кресла… А вдруг будет турбулентность – это самое страшное… К тому же в последнее время эти самолеты все время падают… Может быть не лететь? А если я и решусь, то не откажусь ли от перелета в последний момент и подведу всех? Зачем я только согласилась изначально на эту авантюру?»

Это – обычное описание симптомов аэрофобии, записанное со слов одной из наших клиенток в Москве.

Страх перед полетом может быть вызван нехваткой или отсутствием информации и понимания пассажиром происходящего во время полета. Зачастую страх также вызван избытком негативной информации в СМИ, которые «смакуют» каждую из редких авиакатастроф по много раз и повторяют «пикантные подробности» еще десятилетиями после каждого авиационного происшествия. Судите сами: телеканал National Geographic, например, снял целую серию об авиакатастрофах и транслирует эти фильмы нон-стоп круглый год, по кругу. Ежедневно все программы канала прерываются на рекламу этого сериала. Таким образом, зритель канала слышит слово «авиакатастрофа» несколько раз в час.

Ролик на You Tube, показывающий посадку самолетов в испанском городе Бильбао при сильном боковом ветре (что само по себе обычное и нормальное явление) был показан по центральному каналу ТВ. Комментарий ведущего был таков: «Только чудом удалось избежать МАССОВЫХ АВИАКАТАСТРОФ сегодня в Испании. Сильный ветер бросал многотонные машины из стороны в сторону, а некоторые самолеты даже (!!!) были вынуждены уйти на второй круг. К счастью, обошлось без жертв, а уж отнести ли это на счет профессионализма пилотов или все же на счет госпожи удачи– пусть решает каждый из вас».

Такой комментарий, всего лишь один из тысяч, воспринимается тревожными пассажирами как доказательство реальной опасности авиаперелета. Человек слышит слова «чудом», «избежать массовых авиакатастроф», «к счастью, обошлось без жертв» и другие подобные «перлы» и запоминает, что и в его полете безопасность будет зависеть не от системы, а от «чуда» или «удачи». Словом, люди далекие от авиации, становятся психологическими жертвами СМИ и их постоянной погони за рейтингом.

Для человека, далекого от авиации, полет на самолете есть процесс неестественный, непонятный и непривычный. Отсюда и возникает нормальный обычный человеческий страх. Подробнее о механизме возникновения страха и методах его понижения вы прочитаете во второй, психологической части этой книги. Этот страх зачастую вызван неверной, искаженной информацией и устраняется он именно предоставлением точных, полных и достоверных данных о полете во всех его аспектах.

Вот пример описания подобного страха, со слов одной из наших клиенток:

«Я очень боюсь летать, потому что самолеты часто падают. А в прошлый раз, когда я летела, у нас отказали двигатели сразу после взлета. Они вдруг стали работать еле-еле, внезапно стало тихо, и самолет перестал набирать высоту. Стюардессы сидели пристегнутые, и «на них лица не было». Они даже не ходили по салону. Я очень испугалась и с тех пор не летаю».

Утверждения этой женщины показывают причину страха – непонимание и незнание. Да и откуда же знать обывателю, что сразу после взлета пилоты всего мира или автопилот всегда снижают обороты двигателя для того, чтобы не превысить высоту, заданную диспетчером?

Никто ведь и никогда не объяснял обыкновенным, далеким от авиации людям, как летает самолет и что его держит в воздухе. Никто не рассказывал пассажирам о том, что вестибулярный аппарат человека воспринимает действительность искаженно, находясь в полете. А дальше мозг компенсирует отсутствие знаний фантазиями о том, что стюардессы как-то по особому «бледны» и что самолет «провалился в яму».

Добавьте сюда очередной репортаж по телевизору об авиакатастрофе 10-летней давности с подробным описанием переживаний несчастных жертв во время падения – и все: человек боится летать. Это так называемая рационально-обусловленная аэрофобия.

Вторая категория людей испытывает сильный иррациональный страх перед полетами на самолете, не связанный с непониманием или незнанием авиации. Эта разновидность страха, именуемая иррациональной аэрофобией, не зависит ни от каких заблуждений или источников информации. Человек, страдающий аэрофобией, боится летать, понимая при этом статистику, изучив книги по авиации и обладая всей необходимой информацией. Проблема лишь в том, что в случае аэрофобии страх этот иррационален и неподвластен силе воли человека, как бы сильно он не хотел избавиться от него. Этот страх не блокируется алкоголем или таблетками. Он просто сильнее! С течением времени у человека вырабатывается условный рефлекс: полет = страх. Аэрофобия начинает проявляться уже за несколько дней, а иногда и недель до рейса, ее симптомы усиливаются по мере приближения даты вылета и превращаются в колоссальный стресс в момент взлета самолета. Со временем аэрофобия может привести, и скорее всего приведет, к полному отказу от полетов на самолете.

Аэрофобия обусловлена не только отсутствием знаний, но еще и многими другими факторами. В частности, источник аэрофобии зачастую кроется в характере человека. Как правило, аэрофобии подвержены сильные, добившиеся успеха и при этом достаточно тревожные и мнительные по своему характеру люди. Во многих случаях они испытывают сильный стресс из-за неумения доверить свою жизнь незнакомым пилотам за бронированной дверью кабины.

При работе с первой категорией пассажиров, страх которых обусловлен незнанием и непониманием, акцент должен быть сделан на предоставлении объективной информации. Однако для лечения людей, страдающих иррациональной аэрофобией, кроме информации авиационного характера мы приведем в этой книге приемы и техники, с помощью которых страх может (и должен!) быть блокирован на физиологическом уровне. В этом случае ревизии должны быть подвергнуты также некоторые стандартные формы ошибочного мышления, свойственные страдающим аэрофобией людям.

На этом этапе нам необходимо классифицировать ваш страх. Ответьте сами себе на вопрос: помогает ли мне информация о статистической безопасности полетов? Испытываю ли я потребность поговорить, скажем, с действующим пилотом, чтобы понять, опасно ли на самом деле летать на самолете? Поверю ли я тому, что он мне скажет? Хочу ли я понять, почему самолеты летают, и какие системы используются для обеспечения безопасности? Если вы ответили положительно на эти вопросы – скорее всего ваш страх перед полетом не является иррациональной аэрофобией. Если же, читая эти вопросы, вы думаете примерно так: «Мне все равно, знаю я всю эту статистику, но я боюсь – и все, ничего тут не поможет», – то, вероятно, у вас уже развилась рефлексивная, иррациональная аэрофобия.

Страх перед полетом есть явление парадоксальное. Судите сами:

40 % взрослого населения России боятся летать на самолете, из них около 25 % страдают выраженной аэрофобией. Это около 20 миллионов человек!

При этом только 100 (!) человек в год в среднем в РФ погибает в авиакатастрофах.

И столько же гибнет на дорогах России за 1 сутки (!).